Вчера, 3 апреля, коллективные переговоры на владимирской скорой продолжали крутиться вокруг тех же вопросов, что и на предыдущем заседании неделю назад.
Работодатель продолжал настаивать на необходимости срезать надбавки за сверхурочную работу, работу в выходные и праздничные дни, за стаж и молодым специалистам. Профсоюзы продолжали настаивать на том, что, пока не будет нового повышение окладов, никаких оснований для подобного пересмотра нет.
Какого-либо правового, финансового или производственного обоснования своих предложений, изложенного в письменном виде, работодатель так и не представил. Единственное, что было предложено к изучению на заседании комиссии, это примерный расчёт, как могла бы измениться структура зарплаты фельдшера-молодого специалиста за январь, если бы у него забрали 30-процентную надбавку выпускника училища или вуза, а оплата праздничных дней производилась бы в минимально предусмотренных законодательством рамках.
Расчёт выглядел не очень убедительно. Во-первых, из него следовало, что все деньги, которые были бы сэкономленны поправками работодателя, якобы пойдут конкретно этому работнику в виде надбавки за интенсивность.
Но на самом деле фонд стимулирующих выплат распределяется более сложным путём, и вся сэкономленная на этом работнике сумма в его стимулирующую выплату за интенсивность не войдёт.
Во-вторых, как известно, в году большая часть месяца не имеет праздничный дней. А ведь гарантированные надбавки предлагается снизить на все месяцы в году . Значит ли, что сэкономленная за счет отсутствия праздничных надбавок сумма в такие месяцы должна добавляться в выплату за интенсивность? И если это так, то почему этого не происходило раньше?
В-третьих, где гарантия, что вследствие каких-то форс-мажорных событий, как в 2022 году, фонд оплаты труда не будет превышен и, соответственно, «негарантированные» выплаты за интенсивность не будет снова пущены под нож?
Другими словами, представленный работодателем расчёт выглядит как чистая абстракция, которая имеет мало отношения к реальной жизни.
Добавлю, что в расчёте отсутствуют анализ последствий предлагаемой работодателем отмены надбавки за стаж.
В связи с этим мы повторно предложили работодателю представить полноценные обоснования и расчеты предлагаемых им изменений в коллективный договор. К сожалению, пока нам не могут даже сказать, какие примерно суммы надбавок за интенсивность будут приходиться на одну ставку, как при сохранении действующей системы, так оплаты труда и при ее предлагаемом изменении.
В то же время, отмечу, в качестве переговорного процесса произошёл положительный сдвиг, поскольку в команде работодателя, наконец, появился новый экономист (взамен прежнего, уволившегося в начале марта).
Экономист смогла дать некоторые важные пояснения по механизму формирования фонды оплаты труда. Конечно, пока недостаточные, но процесс сдвинулся с мёртвой точки, и это создает почву для рационального обсуждения спорных моментов.
По вопросу переноса на два дня сроков выдачи зарплаты профсоюзы сообщили, что проведённые ими опросы показали негативное отношение работников к таким переменам. Среди опрошенных профсоюзом «Действие» около 50% работников высказались против, у Профсоюза работников здравоохранения РФ процент еще выше – 80%. Однозначно отрицательную позицию высказал и «Соцпроф». Главный врач Георгий Жуков и адвокат Константин Кузьминов (который ведёт переговоры от лица главного врача) были крайне недовольны таким поворотом событий, заявив, что вопрос чисто «технический». Но профсоюзы напомнили, что многие работники выплачивают кредиты и сроки погашения привязаны к дню выдачи заработной платы (в том числе у некоторых работников есть так называемая «социальная ипотека для врачей»). Нами были предложены (и приняты работодателем) следующие шаги:
1) работодатель направит каждому работнику информационное письмо о планах изменения сроков выдачи зарплаты, на основании которого работники могли бы пойти в банк и попытаться договориться об изменении даты очередной выплаты по кредиту;
2) профсоюзы продолжат консультации с работниками по этому вопросу;
3) работодатель обратится в Минздрав с просьбой помочь в регулировании вопроса со сроками выплат по «социальной ипотеке».
Следующее заседание назначено на 10 марта. Сторона работодателя сначала хотела взять паузу на 2 недели, но когда профсоюзы потребовали отметить в протоколе, что это инициатива работодателя, все согласились на недельный интервал. На заседании 10 марта планируется обсудить критерии оценки интенсивности и качества, применяемые для расчета стимулирующих выплат, а также вопрос о механизме оплаты профессиональной учёбы и освобождения работника от работы. Эту тему подняли представители профсоюза «Действие». У нашего профкома есть переписка с прокуратурой по этой теме. По итогам обращения «Действия» работодателю было дано предписание внести эти позиции в коллективный договор.